Альпийская горка — это ландшафтная композиция, имитирующая горный пейзаж, в центре которой возвышается камень или группа камней, по склонам которой создаются площадки и условия для представителей альпийской флоры с приземистыми кустарниками и другими растениями. Камень здесь является главным, а растения лишь дополняют и обрамляют глыбы, валуны и гальку. Пожалуй, самое главное в такой композиции – естественность!.
Принято выделять три основных периода в истории альпийских горок
1) Период, когда в моде массивные сооружения из камня, гроты. Камни с редкими вкраплениями папоротника и некоторых вечнозеленых растений.
2) период – «камень и растения в единстве». Камни становятся местом обитания растений. Коллекции высокогорных растений помещаются в искусственно созданную среду, имитирующую горный рельеф.
3) период – «многообразие растений, разбавленное камнем». Гармония из камней и растений (не только альпийского происхождения).
Современные альпийские горки относятся к третьему периоду, хотя их можно также отнести к рокариям (rock – камень, могут иметь горизонтальную композицию, не похожую на горный рельеф)
По конструкции альпийские горки подразделяют на следующие базовые виды, к ним относятся:
1. альпийская горка;
2. альпийская лужайка;
3. горная долина;
4. горный склон;
5. горный ручей или каскад;
6. болотце;
7. каменистая гряда;
8. ложбина, лесной овраг;
9. сухая каменистая стенка или каменная осыпь;
10. скалы;
11. ущелье;
12. миксбордер;
13. миниатюрная альпийская горка.
Даже по названиям перечисленных видов можно судить, что все эти слова относятся к природному ландшафту. Отсюда следует, что альпийская горка –должна представлять собой мини кусочек дикой природы. В природе альпинарии образуются на месте естественных изломов горных пород. Природа редко имеет симметрию в своих творениях, а человеку сложно сотворить хаос, из которого рождается красота естественности. Поэтому альпийской горки используется исключительно пейзажный стиль садово-паркового строительства. То есть сюда не подойдут ровные линии, симметрия – элементы регулярной планировки.
Современная альпийская горка – это и имитация швейцарского высокогорного луга и элементы японского сада камней и много чего еще, ограничиваемое только вашей фантазией и финансовыми возможностями. Современные альпийские горки обычно сочетают с небольшими ручейками, мини-водопадом или располагают рядом с искусственным водоемом.
В различных странах варьируется процентное сочетание камней и растений в композиции альпийской горки. Так, например:
В английском стиле – преобладают хвойные растения и злаки.
На Востоке первостепенную роль традиционно отводится камню и воде. Камни для таких садиков имеют определенный символический смысл. Растения же только подчеркивают композицию.
В японских, так называемых «сухих» садах камни могут изображать реку, волны моря.Считается, что родиной альпийской горки является именно Япония.
В китайских садах камней основное внимание уделяется воде, которая может занимать большую часть площадки. Каменные мостики и островки дополняют этот необычный пейзаж.
Широкое распространение каменистые сады получили в Европе в конце XIX в. Здесь основную роль в альпинариях играют декоративные, преимущественно высокогорные растения, а камню отводится только вспомогательная декорирующая роль.
Во всех крупных ботанических садах Великобритании, Германии и России 1860–70-х гг были устроены рокарии. Изначально каменистые сады создавали ради разведения и изучения высокогорных растений. Создатели таких садов преследовали лишь одну цель – демонстрацию флоры альпийских высокогорий. Впоследствии в таких садах стали выращивать не только альпийские, но и другие растения, лишь напоминающие своим внешним видом горные.
Какие задачи необходимо решить при строительстве альпийской горки
– Выбор места, желательно это должен быть склон, насыпь, овраг
– Горка должна быть освещена солнцем, в первой половине дня, иначе альпийские растения будут подвергаться перегреву. Другой вариант профессионально отнестись к выбору растений. Если альпинарий будет на южном склоне, то сажают только солнцелюбивые и засухоустойчивые растения. На северных склонах необходимо подбирать тенелюбивые виды и неприхотливые растения.
– Если самая высокая точка горки находится на высоте одного метра, ее площадь не должна быть меньше 10 м2
– Если участок с высоким уровнем грунтовых вод, необходимо устроить дренажную систему для отвода лишней влаги, но обычно хватает 30-40 сантиметрового слоя дренажа из битого кирпича, щебня или керамзита.
–Форма и цвет камня должны быть однородны. Если же горка будет занимать всего лишь несколько квадратных метров, то ее лучше всего делать из плоских камней-плит, которые укладывают слоями.
– Земельная смесь не должна быть очень питательной
Демократичный альпинарий от дизайнера Юрия Марковского (Россия)
Высадка растений по ярусам:
Вершина альпинария. Достойное место на вершине конструкции займет эдельвейс — горное растение, прекрасно чувствующее себя под палящим солнцем. Другие растение на верхушке сажать не стоит — они могут погибнуть.
Середина альпинария отличается влажной почвой и небольшим количеством солнечного цвета. Здесь можно посадить альпийскую гвоздику, сон-траву или гелиантемум монетчатый.
Основание. Подножие альпийской горки всегда влажное, сюда не попадают солнечные лучи, потому подойдут неприхотливые растения, например, папоротник.
Марина Важова садовод- любитель с 15-летним стажем( Россия)
Наиболее популярные растения для создания альпийской горки это почвопокровные и розеточные растения. Это – вероника, зверобой, маргаритка, живучка, тысячелистник, тимьян, альпийская земляника, эдельвейс, прострел, камнеломка, губастик, молодило , седумы, оростахисы, левизии, манжетники флоксы и другие.
На самом деле представление, как должна выглядеть идеальная альпийская горка, довольно таки условное. Это представление у каждого ландшафтного дизайнера свое и оно практически всегда разнится с мнением заказчика или клиента. Тут как нельзя, кстати, подходит высказывание “на вкус и цвет – товарищей нет” и действительно споры по нахождению правильных решений не прекращаются. Наверное, можно на конкурсной основе сравнить разные работы дизайнеров, модные тенденции и принять для себя решение, что мне нравится в композиции, а от чего бы я отказался.